Материалы по этномузеологии

Герменевтика визуального образа: этнокультурное пространство Полесья в фотографиях А.К. Сержпутовского (экспедиции 1906 и 1910 гг.) (2018)

PDF Герменевтика визуального образа: этнокультурное пространство Полесья в фотографиях А.К. Сержпутовского (экспедиции 1906 и 1910 гг.) (2018)

Нас интересует не изображение — отпечаток на бумаге. О фотографии обычно говорят как об изображении или образе, но ясно, что это не одно и то же. Если образ — это представление, то изображение — это уже представление представления, это визуальная репрезентация образа на какой-то поверхности. Когда мы изучаем фотографию как этнографический текст, т.е. рассматриваем изображение, применяя к нему определенные аналитические стратегии, принятые в этнокультурных исследованиях, предлагаем различные интерпретации, используя структурно-семиотические, историко-типологические и другие методы, которые в настоящий момент актуальны для изучения этномузеологического наследия, мы часто выходим за пределы компетенции исследователя, стремясь получить новое знание, расширить круг наших представлений об объекте.
В фотографиях, выполненных Сержпутовским в 1906-1910 гг., нам интересно не только то, что отразилось на светочувствительном слое фотопленки, когда он нажал на спусковой крючок затвора объектива, но и то, что отразилось в его сознании, воображаемом зеркале визуального опыта. Этот опыт мы и называем визуальной антропологий не только потому, что объект включен в этнографическую тематику — быт «простых людей», затерявшихся в просторах полесский топей, — но и субъект мотивирован личной установкой — ученый этнограф, собиратель фольклора. Традиционная культура есть концептуальный контекст в котором существует статичное отражение образа как визуальная форма этнографической реальности в ее предметном воплощении. Интерпретация изображения требует обращения к контексту, опыту фотографа, его инструментарию — процессу съемки. Экспозиция как метаязык музея и принцип фотографирования — это точка зрения, выбранная Сержпутовским в соответствии с методами его исследований и задачами музея, в которых были сформулированы направления деятельности и принципы комплектования коллекций, составивших основу формирования этномузеологического населения народов Российской империи в начале ХХ века.

Лысенко О.В. Герменевтика визуального образа: этнокультурное пространство Полесья в фотографиях А.К. Сержпутовского (экспедиции 1906 и 1910 гг.) // Белорусский сборник. Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии. СПб., 2018. Вып. 7. C. 86-111.