Учитель-этнограф А.К. Сержпутовский: профессиональная судьба как следствие образовательной политики 1870-х гг. (2018)
PDFВажнейшей чертой этнографической науки персонифицированность, то есть олицетворенность в именах тех, кто формировал ее источниковую базу путем сбора и фиксации всевозможных памятников традиционной народной культуры. В связи с этим, изучение этнокультурного наследия через биографическое опосредование на сегодняшний день стало одной из передовых стратегией в этномузеологических исследованиях. В этом контексте, в рамках изучения белорусского этнокультурного наследия, довольно притягательной остается фигура А.К. Сержпутовского (1864–1940), который в конце XIX – в первой половине ХХ в. собрал обширный материал по этнографии белорусов, включающий более 1500 предметов одежды и быта, более 500 фотоснимков, рукописи с текстами белорусских песен, пословиц, поговорок, а также с описанием обрядов, традиций, примет и т.д. Изучение этого этнокультурного наследия через обращение к жанру интеллектуальной биографии позволяет выявить не только личностные мотивы и обстоятельства, легшие в основу собирательской стратегии ученого, но и обнаружить те объективные ценности и приоритеты, отражение которых, в конечном итоге, нашло себя во всем комплексе представленных им материалов.
Михайлова А.А. Учитель-этнограф А.К. Сержпутовский: профессиональная судьба как следствие образовательной политики 1870-х гг.// Белорусский сборник. Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии. СПб., 2018. Вып. 7. C. 64-85.