Материалы по этномузеологии

О сайте

Добро пожаловать на сайт, посвященный этномузеологии. Здесь выложены статьи ученых, посвятивших свою научную деятельность осмыслению музейного этнографического наследия. Главной задачей данного проекта является создание тематической библиотеки, способствующей профессиональному вдохновению коллег по музейному цеху. Сайт не преследует коммерческих целей. Главным мотивом к его продвижению выступает следование идее «незримого колледжа», направленной на развитие эффективных контактов между учеными внутри их общей специализации.

Этномузеология представляет собой научную дисциплину, направленную на изучение потенциала музейных собраний по традиционной культуре различных народов, их репрезентацию и интерпретацию. Это междисциплинарная область, сочетающая в себе музеологию, этнографию, антропологию, историю, культурологию и другие смежные области гуманитарного знания. В ее задачи входит установление функциональных взаимосвязей между культурным наследием, музейным пространством, историческими корнями этничности и современностью. Приоритетным направлением в работе этномузеологов также является поиск и применение современных научных подходов к интерпретации этнографического музейного наследия как целостного явления.

В работах известного теоретика в области музейного дела, много лет посвятившей концептуализации понятия «этномузеология», М.Г. Симпсон, в частности, отмечается, что этномузеология является полем науки соотносящим практику музейного кураторства с проблемой сохранения этнографических материалов и использует методы, выявляющие социальные, культурные, духовные или религиозные атрибуты памятников. Музеи, концептуально придерживающиеся этномузеологических принципов, стараются собирать артефакты и коллекции, максимально сохраняя их природу, то есть не отделять их от их ритуального, вербального, семантического и социального происхождения. Это является принципиальной спецификой, отличающей работу этих музеев от традиционных европейских музейных практик, зачастую замыкающихся на материальности объектов.
Свое распространение термин «этномузеология» получил в 1980-х гг. в Румынии и Чехословакии, применительно к попыткам объяснения музейных предметов крестьянского быта как «свидетельств аутентичных форм культуры». В дальнейшем, он стал более универсальным.

В частности, 1994 г. румынский антрополог Б.Г. Рибейро использовал термин «этномузеология» для описания принципов работы бразильского научно-исследовательского института и музея имени Эмилио Гоэлди (г. Белем, Бразилия), кураторы которого работают в прямом контакте с амазонскими индейцами, собирая экспонаты для документации их традиционной культуры. Согласно этому подходу, этномузеология выступает мостом между музеем как институтом и представителями сообществ, история этнической культуры которых отражается в музейных коллекциях. Сегодня таких этномузеологических принципов придерживаются многие музейные центры, в частности Смитсоновский институт и музеи под его эгидой (США), Алутиикский музей в Кадьяке (Аляска, США), Этнографический отдел Музея Македонии (Скопье, Македония) и другие.

Институциализация этномузеологии также связана с ее внедрением в качестве образовательного курса в ряде учебных заведений Европы. В частности, в 2008 г. в Университете им. Т.Г. Масарика в г. Брно (Чехия) введен курс этномузеологии – «MUII165 практика в области музееведения и этнографии».

В России этномузеология получила свое практическое осмысление в конце 1980-е гг., прежде всего в работе сотрудников Государственного музея этнографии в Ленинграде (ныне РЭМ)и Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого. В дальнейшем ее теоретические достижения взяли на вооружение многие краеведческие музеи страны. Во многом, научный аппарат этномузеологии как вспомогательной дисциплины еще продолжает находиться в стадии концептуализации.

В отличие от западных институтов, во многом ориентированных на практическое взаимодействие с этническими сообществами, современная российская этномузеология, главным образом, сосредотачивает свое внимание на разработке аналитических стратегий, направленных на репрезентацию музейных коллекций, на раскрытие их источниковедческого потенциала. Таким образом, на первом плане отечественной этномузеологии на сегодняшний день оказывается проблема наследия и его информационной актуализация в современном мире.

Литература:
Станюкович Т.В. Этнографическое музееведение // Свод этнографических понятий и терминов. М., 1988. С. 111–112.
Namicev P. Ethnomuseology in Macedonia // Anales del Museo Nacional de Antropología. 1994. №1. S. 179–184.
Simpson M.G. Ethnomuseology // Encyclopedia of Global Archaeology. New York, 2014. Pp. 2549–2553.
Михайлова А.А., Лысенко О.В., Гавришина В.В. Проект «Этномузеологическое наследие А.К. Сержпутовского»: апробация аналитических стратегий // Новые российские гуманитарные исследования. (Электрон. ресурс) URL: http://nrgumis.ru/articles/1951/