Materials on ethnomusiology

Сережане на границе Габсбургской империи: проблема интерпретации музейного наследия в свете исторической трансформации этнокультурного ландшафта (2021)

PDF Сережане на границе Габсбургской империи: проблема интерпретации музейного наследия в свете исторической трансформации этнокультурного ландшафта (2021)

Для Всероссийской этнографической выставки, прошедшей в 1867 г. в Москве, были приобретены редчайшие образцы старинного народного костюма из окрестностей г. Карловаца (ист. Австрия, совр. Хорватия). Костюмные комплексы должны были представлять самобытную культуру сережан — жителей приграничной территории Австрии, отделявшей ее от Османской империи. Это смешанное сербохорватское население австрийской «Военной границы» было пожизненно военнообязанным, что обусловило складывание особой культурной среды и локальных традиций. По прошествии 150 лет со времени выставки политический облик и этнокультурный ландшафт этой области претерпели существенные изменения, а архаические костюмы сережан, хранящиеся ныне в Российском этнографическом музее, в контексте складывания новых национальных идентичностей на постюгославском пространстве обрели особое символическое значение. Фольклоризация сережанского наследия актуализировала проблему его интерпретации, сдвинув акцент с рассмотрения его как уникального исторического социально-культурного феномена в область этнонациональной полемики. В статье приводится анализ традиционной культуры сережан с позиций ее неразрывной связи со временем и пространством, в которых она возникла, а также с ее диффузионной природой, сочетающей в своей основе черты двух архаических культурно-хозяйственных типов — пастушеского и земледельческого. Проведенная автором ревизия исторических источников позволяет установить этноконфессиональную среду, в которой бытовали рассматриваемые памятники, выявить личность их собирателя и на основании этих данных внести существенные коррективы в их атрибуцию, не подвергавшуюся до недавнего времени критическому осмыслению. Однако рассмотрение проблемы в фокусе фронтирного дискурса позволяет делать вывод о том, что в артефактах намного ярче прочитывается их локальная специфика, в основе которой лежит смешение культурных традиций, чем этноконфессиональные признаки. Это обстоятельство ставит под сомнение возможность проведения прямых параллелей между современными мононациональными постъюгославскими идентичностями и сережанским наследием. Следовательно, акцент в современной интерпретации рассматриваемых памятников должен приходиться на их уникальную историческую природу, связанную с феноменом пограничья и теми культурными трансформациями, к которым оно располагало.

Михайлова А.А. Сережане на границе Габсбургской империи: проблема интерпретации музейного наследия в свете исторической трансформации этнокультурного ландшафта // Кунсткамера. 2021. 3(13). C. 49–69.