Материалы по этномузеологии

«Уставшие артефакты»: этномузеологическое наследие в постсовременности (2021)

PDF «Уставшие артефакты»: этномузеологическое наследие в постсовременности (2021)

В коммуникативных стратегиях постсовременности, характеризующейся информационной избыточностью, диктатурой нарратива и агрессивной риторикой некомпетентного дискурса массовой культуры, музей остается одним из последних прибежищ исторического человека, рефлексирующего по поводу своего собственного опыта. Современный тренд визуальных экспликаций этнографических коллекций в веб-пространстве, важный момент презентации музея в информационной среде, но он не решает его стратегических задач как феномена культуры. Музеи, с естественной функцией исторической памяти, это, кроме всего прочего, собрания «уставших артефактов», оставленных акторами «воображаемых сообществ», не вполне осознающих конечность своего существования. В этом контексте этномузеологическое наследие как совокупность артефактов, погруженных в насыщенный раствор этнологических исследований в исторической перспективе и музейной практике, размещается между археологией и современным искусством. Между двух основополагающих принципов исторического мышления и методов изучения реальной истории: раскопками и непосредственным наблюдением. При этом, мы должны учитывать, что развитие современных цифровых технологий в совокупности с математическим моделированием и герменевтикой, их визуальной экспликацией в веб пространстве, расширяет эти классические методы изучения культурного наследия до областей узко специализированных исследований, субъективного опыта, рефлексии и перформативного искусства. В поисках новых подходов репрезентации музейных коллекций, необходимо видеть и ретроспективу, в частности, мы можем опереться и на более чем 100 летней опыт РЭМ, где мы обнаруживаем продуктивные идеи и в позитивном влиянии отечественной науки, и в профессиональной рефлексии – латентной форме субъективного опыта «музейного сообщества» и в его практической деятельности. Соблюдая преемственность в музейной практике важно, чтобы наши научные концепции не вступали в противоречие с формой музейного высказывания и наш аналитический опыт находил место в метаязыке экспозиции как синтезе музейной деятельности, а также других разновидностях визуальных презентаций.

Лысенко О.В. «Уставшие артефакты»: этномузеологическое наследие в постсовременности // XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. / отв. ред. И.В. Нам. — Москва; Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. С. 169-170.