Материалы по этномузеологии

Лекарственные травы как компонент целостной репрезентации белорусской этнической культуры в музеологическом подходе А.К. Сержпутовского (2015)

PDF Лекарственные травы как компонент целостной репрезентации белорусской этнической культуры в музеологическом подходе А.К. Сержпутовского (2015)

Этномузеологическое наследие А.К. Сержпутовского а настоящее время остается довольно востребованным со стороны этнологов, краеведов, фольклористов, реконструкторов и других специалистов. Наибольшим вниманием пользуются памятники, позволяющие судить о бытовавших костюмах, орнаментах, типах построек, керамических формах и прочих элементах материальной, а также духовной культуры, маркирующих белорусскую этничность. В то же время в коллекциях А.К. Сержпутовского содержатся и более скромные памятники, в том числе, предметы нерукотворного характера, о принадлежности которых к этнической культуре могут служить лишь их названия и «легенды». Однако в контексте, представленном А.К. Сержпутовским, они вполне отвечают требованию соответствия вещи статусу «документа» этнической креативности и позволяют судить об определенных представлениях, которыми была насыщена белорусская традиционная культура в начале ХХ в. Это заставляет обратить особое внимание на специфику собирательских стратегий А.К. Сержпутовского. К упомянутого рода памятникам относятся в частности лекарственные травы, входящие в состав коллекций, собранных А.К. Сержпутовским в с. Полыковичи и д. Мосток Могилевской губернии, а также в с. Малорита, Гродненской губернии в 1912 г. Сами образцы сохранилась лишь частично, но для их эпистемологической интерпретации в этномузеологическом контексте существенную роль играет смысловое сопровождение, зафиксированное в коллекционных описях. К сожалению сведения о том, у кого были приобретены травы – у знахаря или в рядовом домохозяйстве – отсутствуют, что не позволяет судить о том, насколько искушенными в знании народной медицины были люди, передавшие травы и информацию о них собирателю. Однако, благодаря сохранившемуся материалу, представляется возможным установить не только названия средств и недугов, актуальных для белорусской деревни начала ХХ в., но и оценить накопленный поколениями объем знаний, мифологизированных представлений и сам мировоззренческий кон- текст.

Михайлова А.А. Лекарственные травы как компонент целостной репрезентации белорусской этнической культуры в музеологическом подходе А.К. Сержпутовского // Зборнiк дакладаў i тэзiсаў VI Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў» (Мiнск, Беларусь, 19–20 лістапада 2015 года). Мінск, 2016. С. 780-784.