Материалы по этномузеологии

Белорусская молодежь как этнолингвистический источник в период становления науки (на материалах архива П. В. Шейна) (2020)

PDF Белорусская молодежь как этнолингвистический источник в период становления науки (на материалах архива П. В. Шейна) (2020)

Утверждение системы народного образования в северо-западных губерниях Российской империи во второй половине XIX в. повлекло за собой культурный подъем, подаривший известность таким писателям и историкам, как Я. Колас, К. Черный, Я. Журба, М. Чарот, С.А. Рак-Михайловский, Л.М. Солоневич, Д.М. Василевский и др. Характерно, что личностное формирование большинства из них происходило в стенах учительских семинарий, открывшихся в северо-западных губерниях Российской империи во второй половине XIX в. Эти семинарии служили форпостом правительственной политики, направленной на укрепление позиций русской православной культуры у западных рубежей империи, где было сильно влияние польского католицизма. В семинариях готовили учителей для просветительской работы в сельских народных училищах. Эта политика привела к тому, что для многих представителей нового поколения стремление к знаниям становилось важным жизненным ориентиром. В результате этой политики белорусская наука обрела этнографов А.Е. Богдановича, А.К. Сержпутовского, П.П. Демидовича, И.А. Сербова – выпускников Несвижской и Полоцкой учительских семинарий, где они впервые соприкоснулись с этой областью знаний.
Активизация исследовательского внимания к этнокультурному ландшафту северозападных губерний Российской империи была связана с геостратегическим положением данного региона, а также с ускорившимися темпами его социально-экономической интеграции. Координационными центрами научных изысканий того периода выступали Императорское Русское Географическое Общество, Императорская Академия Наук и Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Приоритет в научной работе отдавался сбору лингвистических материалов, черпаемых, в частности, из устного народного творчества. В связи с этим перед исследователями неизбежно возникала проблема установления контактов с носителями языковой культуры в регионах. Эти контакты чаще всего осуществлялись посредством удаленной коммуникации, через создание корреспондентской сети.
Одна из таких корреспондентских сетей была создана П.В. Шейном (1826–1900), проводившего во второй половине XIX в. целенаправленную работу по собиранию и изучению фольклора, лингвистических особенностей русского языка и родственных ему наречий. Эта работа шла в ногу с общей направленностью исследований, начатых Отделением Русского языка и Словесности Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге еще в 1850-е гг. Ее основы были разработаны филологом, лексикографом, академиком Я.К. Гротом, опубликовавшим в 1873 г. труд «Филологические разыскания. Материалы для словаря, грамматики и истории русского языка». Продолжением этой работы стало многолетнее собирание им лексических единиц русского языка в формате словаря нормативного типа через составление словарной картотеки. В качестве источника для этой работы Я.К. Грот использовал литературные труды. Однако для расширения словаря он также нуждался в образцах живой разговорной речи. Данное обстоятельство стало отправной точкой для налаживания взаимовыгодного сотрудничества между П.В. Шейным и Я.К. Гротом. Одному из них оно дало возможность включить в работу над словарем массив народной речи, а другому – получить от Академии наук необходимую для собирательской работы материальную поддержку. Об этом свидетельствует их переписка, длившаяся более трех десятков лет. Таким образом, профессиональные контакты П.В. Шейна с Академией наук с одной стороны, и присылавшими ему из различных уголков страны фольклорные материалы корреспондентами, с другой, позволили ему подготовить к изданию три тома материалов по традиционной культуре и языку населения Северо-Западных губерний Российской империи.

Михайлова А.А., Гавришина В.В. Белорусская молодежь как этнолингвистический источник в период становления науки (на материалах архива П.В. Шейна) // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў: зб. навук. арт. Вып. 1. Мінск, 2020. С. 397-401.