Славянское наследие Всероссийской этнографической выставки 1867 г. (На примере памятников этнографии Черногории): исторический контекст и современость (2023)
PDFЦентральное место в статье уделено наследию Всероссийской этнографической выставки 1867 г., хранящемуся в Российском этнографическом музее. Эта выставка стала первой и единственной в истории мировой музейной практики контекстной репрезентецией многообразия славянских культур. В ХХ в. наследие выстаки было востребовано мало, однако в XXI в. к нему возрос интерес со стороны стран — бывших югославских республик. Этнографические памятники середины XIX в. стали для них средством самоидентификации и исторической легитимации. Осноной проблемой актуализации этого наследия спустя полтора столетия является то, что оно не может портретизировать современные национальные конструкты, так как представляет хронологически дистанцированную культуру локальных сообществ иной политической и этноконфессиональной карты Балкан. Данный парадокс рассматривается на примере цетиньских и бококоторских костюмов, присланных к выставке первыми лицами Черногории. Принимая во внимание контактный характер этих двух, а также ряда других локальных традиций, делаются выводы о том, что культура памяти и диалог между южнославянскими народами должен выстраиваться исходя из принципа неделимости и невозможности рассмотрения их истории в отрыве от фактора соседства.
Михайлова А.А. Славянское наследие Всероссийской этнографической выставки 1867 г. (На примере памятников этнографии Черногории): исторический контекст и современость // Ключевые проблемы истории южных и западных славян в Новое и Новейшее время ( к 100-летию профессора В.Г. Карасева). М., 2003. С. 225-240.