Лысенко Олег Викторович

(р. 1955, г. Полоцк, БССР) – этнограф, историк, музеолог, педагог, доцент, кандидат исторических наук.
Окончил исторический факультет Белорусского государственного университета им. В.И. Ленина (1981). Тема дипломной работы: «Полоцкая школа зодчества XI–XIII вв.
Реконструкция памятников древнерусской архитектуры» (рук. к.и.н. В.Н. Рябцевич), по материалам археологических экспедиций 1978–1981 гг. Ленинградского гос. университета имени А.А. Жданова (рук. к.и.н. В.А. Булкин) и Государственного Эрмитажа (рук. д.и.н. П.А. Раппопорт).
В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию (по специальности 07.00.07. «этнография, этнология и антропология», исторический факультет СПбГУ) на тему «Ритуалы аграрного цикла в белорусской этнокультурной традиции XIX–XX вв.: структура, функции, семантика».
В 1973–1981 гг. работал научным сотрудником Полоцком краеведческом музее.
С 1981 г. по настоящее время работает ведущим научным сотрудником в Российском этнографическом музее в отделе этнографии народов Белоруссии, Украины и Молдавии.
В 1981–2002 гг. читал лекции и проводил методические занятия на семинарах, курсах повышения квалификации учителей и музейных работников в системе Министерства народного образования и Министерства культуры РФ – Университет педагогического мастерства, Областной Институт повышения квалификации учителей и др.
В 1990-2001 гг. преподавал в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств (ст. преп. (1990), доцент (1995) каф. музееведения и экскурсоведения ф-та культурологии), в том числе читал авторские курсы лекций: «Научное проектирование музейных экспозиций» и «Экспозиция как синтез музейной деятельности: концептуальное пространство музея». Является автором комплексной образовательной программы «Научное проектирование музейных экспозиций» и руководитель теоретического семинара «Экспозиция как синтез музейной деятельности: концептуальное пространство музея» (2005/2006) совместно с кафедрой музееведения и экскурсоведения факультета культурологии СПбУКИ.
С 1994 г. работает в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (доцент каф. музыкальной фольклористики и древнерусского певческого искусства теоретико-композиторского ф-та (1994–2003); секции этномузыкологии каф. истории отечественной музыки историко-теоретического факультета (2003–2005); кафедры этномузыкологии (2005–2008, с 2010). Подготовил и читал курсы лекций: «Этнография восточных славян», «Народное прикладное искусство», «Вещь в этнокультурном пространстве», «Этнология». Автор этномузеологического проекта комплексного фольклорно-этнографического исследования архаичных форм традиционной культуры восточнославянских народов: «Вещь в этнокультурном пространстве», «Аутентичный фольклор в этнографическом музее» совместно с кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории (2005/2006).
Автор тематических разделов, комплексной интегрированной программы по использованию основ традиционной культуры и народных промыслов в образовательном процессе («Музей в системе культуры», «Антропология культуры») для дизайнеров отделения искусств филологического факультета СПбГУ (2005).
Участник и руководитель секций на конгрессах этнографов и антропологов России (2001, 2003, 2005, 2017, 2019) и других международных конференциях и семинарах, редактор научных сборников Российского этнографического музея, автор более 70 публикаций по этнографии и музейному делу, а также автор и куратор музейных экспозиций и концептуальных выставочных проектов: «Славяне Восточной Европы. Человек в этнокультурном пространстве» (1992–2005); «Протодизайн» (совместный проект РЭМ и Союза дизайнеров СПб, 2003); «Культура народов России» раздел на российской экспозиции Международной выставки ЭКСПО – 2005 (г. Нагоя, Япония). Руководитель научно-исследовательской программы музея по внедрению мультимедийных технологий для описания и идентификации текстильных объектов в музейных собраниях: «Исследования в области архаичных технологий текстиля» (2003–2007).
Руководитель исследовательского проекта (поддержан РГНФ) «Комплексное исследование белорусского этномузеологического наследия А.К. Сержпутовского в собрании Российского этнографического музея (1906-1930 гг.)», реализованного в 2015-2016 гг.
Работы:
-
Герменевтика визуального образа: этнокультурное пространство Полесья в фотографиях А.К. Сержпутовского (экспедиции 1906 и 1910 гг.) (2018)
-
Научно-прикладные перспективы российско-белорусского проекта «Комплексное исследование этномузеологического наследия А.К. Сержпутовского в собрании Российского этнографического музея (1906-1930 гг.)» (2015)
-
«Уставшие артефакты»: этномузеологическое наследие в постсовременности (2021)
-
«Галицийская выставка» 1915 г. в Этнографическом отделе Русского музея: деформация этнокультурной среды в свете этномузеологического наследия (2017)
-
Этнографический нарратив в виртуальном пространстве музея (2019)
-
Легендарная рубаха из императорской этнографической коллекции (топонимическая атрибуция и этническая идентичность) (2019)
-
Топонимическая атрибуция и этническая идентификация: мужская рубаха старообрядцев-«поляков»: тезисы доклада (2018)
-
Единственная фотография белорусского сказочника Ивана Аземши, выполненная Александром Сержпутовским в 1906 г. (2015)
-
Музей и традиционная культура: этномузеологическое наследие и его роль в проблеме идентичности славянских этносов (2015)
-
«Кирмаш — пространство мороки» (по материалам сборника А.К. Сержпутовского «Сказки и рассказы белорусов-полешуков») (2015)
-
Проект «Этномузеологическое наследие А. К. Сержпутовского»: апробация аналитических стратегий (2015)
-
«Этномузеологическое население А. К. Сержпутовского» в свете современных полевых комплексных исследований (2015)
-
Исследование наследия А.К. Сержпутовского в собрании Российского этнографического музея (1906–1930) как эпистемологическая проблема
-
Украинцы и белорусы в полиэтничном пространстве Восточной Европы
-
Престиж как антитеза обыденного образа жизни: по ту сторону традиции
-
Самоидентификация внутри культурного поля: белорусская этничность во второй половине XIX – начале XX в. (2012)
-
Гендерный аспект аграрных ритуалов: начало жатвы в белорусской этнокультурной традиции
-
Традиция и инновация в этномузеологическом дискурсе
-
Этномузеологическое наследие в XXI в.: Смена экспозиции
-
Белорусское этномузеологическое наследие в собрании Российского этнографического музея
-
Влияние ремесленных ткацких школ-мастерских на традиционный костюм белорусов
-
Одежда в системе жизнеобеспечения этноса
-
Этномузеологическое наследие А. К. Сержпутовского: к публикации рукописи «Полешуки-белорусы»
-
Исследователи традиционной культуры и их коллекции: отражение в зеркале музейного собрания
-
Выставка «Славяне Восточной Европы» как модель концептуальной экспозиции: вещь в музейном и этнокультурном пространствах
-
Циклическая структура аграрных ритуалов в белорусской этнокультурной традиции XIX–XX вв.
-
Половозрастная дифференциация одежды и семантическая структура народного костюма (восточнославянская этнокультурная традиция XIX–XX вв.)
-
Этнографические музеи сегодня
-
Музейная экспозиция как интегрированная модель традиционной культуры
-
Архаичные технологии текстиля: техника плетения «sprang» в этнокультурной традиции XIX–XX вв.
-
Лоншакова Е.В. Опыт реконструкции традиционного комплекса одежды в Колледже русской культуры имени А. С. Знаменского г. Сургута. Выставочный проект «Сквозь века в будущее»
-
Феноменология народного костюма
-
Музей и традиционная культура
-
Пояс как этнографический объект и музейный предмет (каталогизация и аналитические стратегии)
-
«Старший» в традиционной крестьянской семье (фрагменты полевых записей)
-
Коммуникативная функция в контексте оппозиции «мужское / женское»
-
Баранов Д.А. Ускользающая реальность. Проект в Галереи Московского Центра Искусств 11–23 дек. 2003 г. (Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Москва)
-
Мифология музея: сакральный предмет в музейном пространстве
-
Ритуалы аграрного цикла в белорусской этнокультурной традиции XIX–XX вв. (структура, функции, семантика). Автореферат диссертации на соискания ученой степени канд. исторических наук.
-
Белорусы
-
Исчезающее пространство музея (к 10-летию проекта «Славяне Восточной Европы: человек в этнокультурном пространстве»)
-
«Красный пояс»: цветовой и предметный коды в восточнославянской этнокультурной традиции
-
Антропология хлеба. Вступительная статья
-
Высокая мода и архаичная культура: функция и семантика
-
Ритуальное пространство белорусского жилища: реконструкция архаичных форм в традиционной культуре
-
«Зерно — хлеб» в белорусской этнокультурной традиции
-
Путеводная нить в мире обезумевших одежд. Метаморфозы одежды и высокой моды в зеркале русской этнографии
-
Маркировка сакрального пространства дома
-
Функции придорожных крестов в народной практике восточнославянских народов XIX–XX вв.
-
Диалоги с дождем: ритуалы вызывания дождя как модель коммуникации в системе человек / стихия
-
Спираль, как формообразующее начало одежды (Метаморфозы высокой моды в хаосе архаичных форм)
-
Органический путь. Спираль пингвинов. (Государственный Русский музей — проект А. Костромы)
-
Модель формирования семантической структуры костюма. Восточнославянская этнокультурная традиция. XIX–XX вв.
-
«Укрощение времени»: ритуалы аграрного цикла в белорусской этнокультурной традиции
-
Островским А.Б. Русло реки в мифологическом мышлении восточных славян
-
Священные камни и водная стихия в ритуалах бедствия
-
Метаморфозы одежды в хаосе архаичных форм: модель формирования семантической структуры «народного костюма» в восточнославянской этнокультурной традиции XIX–XX вв.
-
Коллекция и собиратель: этнографическая реальность и ее интерпретация
-
Оружие: агрессия в культуре (Концептуальная выставка РЭМ: «Мужчина — воин и охотник»)
-
Ритуальные предметы из полесских коллекций Ф.К. Волкова
-
Описание пояса на конструктивном уровне (Рязанские пояса в собрании РЭМ)
-
Медиативные функции земноводных в окказиональных обрядах восточных славян
-
Музей — антимузей. Дискуссия
-
Славяне Восточной Европы. Человек в этнокультурном пространстве
-
Феномен ткачества в архаичной модели мира. (Опыт описания традиций ткачества восточных славян на уровне концептуальной модели: нить — пояс — полотно. Технологический и семантический аспекты)
-
Материалы по этнографии белорусов в собрании Российского этнографического музея. Предметно-тематический каталог-указатель коллекций
-
Контекстуальные связи формальных единиц в структуре ритуалов «первой пахоты»
-
Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы
-
Островский А.Б. Логические схемы окказиональных обрядов вызывания дождя Белорусского Полесья
-
Задачи и перспективы комплектования коллекций по традиционной культуре населения Полесья (По материалам экспедиций в белорусское Полесье 1984–1987 гг.)
-
Ритуальный предмет в этнокультурном контексте
-
Аграрный цикл как интегрирующий фактор обрядовой системы (по материалам белорусской земледельческой обрядности ХIХ–ХХ вв.)
-
Амулеты из белорусских коллекций ГМЭ народов СССР
-
К проблеме полифункциональности ритуального символа (на примере белорусских «писанок»)